Limerick Language Centre Department of Education and Science of Ireland Photo Gallery


F.A.Q.

Где лучше изучать иностранный язык - в родном городе или за границей?

  Часто возникает вопрос, где же лучше узучать иностранный язык? В родном городе, как правило, можно найти огромное число предложений изучить язык на специализированных курсах, или в специальных группах при кафедрах иностранных языков в университетах, ну и с репетитором, наконец...

  Одним из важных аргументов в этом разговоре становится вопрос цены. Кажется, что стоимость занятий на городских курсах иностранного, или с частным репетитором, даже если преподаватель – «носитель языка», будет меньше, чем поездка на учёбу за границу. Однако, преимущество и эффективность такого решения совсем не очевидны. В любом случае, вопрос нуждается в обсуждении.

  Здесь я попытаюсь прокомментировать некоторые точки зрения моих корреспондентов, которые иногда звучат в переписке..

 Из переписки со студентом:

olesya писала:  Хорошо, конечно, изучать языки в странах, где этот язык является родным! А так вообще можно неплохо изучить язык и дома.

 Безусловно, есть польза и определённый эффект от изучения иностранного языка дома. Здесь очень многое зависит от мотивации и самоорганизованности "студента". В связи с этим, результат неоднозначен и будет проявляться у разных людей по-разному. Иногда, такое обучение может вообще не дать положительного результата, если не "закрепить эффект" поездкой в лингвистическую школу за границу.

 Однако, встречаются и другие, более радикальные суждения на этот счёт.

 В некоторых письмах, которые приходят мне по e-mail, иногда звучит мысль о том, что мол изучать английский язык лучше в родном городе: дешевле, эффективнее, намного удобнее, чем ехать для этого за границу... Один автор, например, предложил, что

pavel писал:  .. лучше изучить язык в каком-то специализированном центре недалеко от дома, по "патентованной" методике и уж потом, поехать, предположим, в Англию или Ирландию, где "насладиться" поездкой, не утруждая себя учёбой.

 Точка зрения этого автора понятна, но, к сожалению, неубедительна. Рассуждения такого рода дискредитируют заявленную цель и саму идею изучения языка. Фантазии автора, в данном случае, хватило только на то, чтобы увидеть "пользу" от поездки за границу таким образом, цитирую:

pavel писал:  .. Экскурсии, рестораны и прочие прелести заграничной жизни...

 Кажется, именно в этом автор видит для себя цель и смысл в изучении английского языка.

 Я счёл необходимым высказать своё отношение к этому вопросу: "Где лучше изучать иностранный язык - в родном городе или за границей?"

 Весь мировой опыт в области изучения иностранных языков говорит совершенно об обратном. Наибольшей эффективностью обладает изучение языка в стране, где население говорит на этом самом языке, в среде "носителей языка". Под эффективностью понимается, что человек в состоянии достичь определённого уровня владения иностранным языком за меньшее время и меньшие деньги, чем в случае с другими вариантами. Сейчас я попытаюсь объяснить: почему...

 Важно отметить специфические (психологические) особенности человека в процессе изучения иностранного языка. Так, в частности, известно, что люди имеют различную способность к изучению языков. Принято считать, что у большинства людей эта способность слабая и часто связывают это со способностью к запоминанию информации. Однако, это совершенно не так - проблема находится в психике человека. Это значит, если мы изменим традиционную технологию, метод изучения языка, создадим условия, ломающие "психологический стереотип" восприятия информации - мы можем получить совершенно потрясающие результаты, причем это в равной степени относится как к детям, так и к взрослым "студентам".

 Изучение иностранного языка - это особенная, специфическая область образования, которая принципиально отличается, например, от изучения физики или математики. Все научные дисциплины мы изучаем, обычно, используя базовый инструмент общения - родной язык. Поэтому технология освоения предмета строится на понимании к.л. процесса или явления и последующего его запоминания. Однако, изучая иностранный язык, мы вынуждены задействовать другие механизмы психики.

 Невозможно хорошо изучить иностранный язык, применяя технологию, приведённую выше. Курсы в родном городе или репетитор предлагают обычную, "традиционную" технологию обучения. Ваше представление о языке в этом случае становится простой интерпретацией и трансляцией иностранных слов и форм на родной язык.

 Что происходит с человеком, когда он оказывается, скажем, в Англии, в специализированной языковой школе, которая предлагает English as Forein Language? На дверях школы висит табличка: "English Only Zone". Состояние человека в тот момент можно определить, как "шок", "стресс"... Вы попадаете в чужую, "чуждую" вам культурную и языковую среду, где все ваши знания и жизненный опыт оказываются почти бесполезными. Здесь всё - чуждо, всё - другое, от сложных до самых простых вещей: например, здесь даже пользоваться умывальником придётся по-другому, есть другую пищу.. И, главное, здесь ваш базовый инструмент общения, родной язык, оказывается бесполезным!

 Этот "культурный шок" люди переживают по-разному. Кто-то легче, кто-то труднее, но результат всегда будет один - вы начинаете понимать и говорить на английском языке.. Ваш организм воспринимает ситуацию, как "критическую" для себя и включаются скрытые механизмы "спасения". Человеческая психика как бы возвращает вас в состояние, свойственное детству, когда у вас ещё не было знаний и не было собственного опыта... Активизируются природные функции самообучения и человек начинает "впитывать" как губка новые знания и новый опыт. С точки зрения психики включаются функции выживания и адаптации к новым условиям жизни.

 Этот процесс происходит на удивление быстро. В случае, если в это время у человека нет возможности общаться на родном языке, "языковый барьер" ломается, как показывает опыт, уже через 3-5 дней. Эта "ломка" психики, разумеется, не проходит бесследно. Во время такой поездки меняется сам человек, его мотивация, частично меняется мировоззрение и т.д. Этот опыт, полученный однажды, часто меняет его жизнь, изменяет перспективу, становится хорошим стартом для определения карьеры.

 Я много лет занимаюсь этой проблемой и могу судить о предмете обсуждения по собственному опыту и опыту множества людей, которые с моей помощью ездили изучать иностранные языки в разные страны. Мне известны случаи, например, когда человек несколько лет брал частные уроки у отличных преподавателей в Москве, потратил на это "кучу" денег, но оказался вообще не в состоянии изучить английский язык даже в объёме средней школы. Первая поездка в лингвистическую школу за границу дала сильный толчок в его личностном развитии и в изучении языка. Полученные ранее знания вдруг стали активны, как бы включились... Новая мотивация позволила ему уже через год поступить в англоязычный университет в Швейцарии. Могу добавить только, что после года изучения английского языка в Ирландии и Канаде этот парень даже по-русски стал писать более грамотно, хотя был полностью лишён этого самого общения на русском. Что это такое, как это происходит? Это "секретные" особенности нашей психики...

 В итоге, я могу только посоветовать: Если вы хотите изучить язык, понимать, говорить и даже "думать" на иностранном языке - найдите возможность поехать в специализированную лингвистическую школу в одну из стран, где этот язык является "родным".

 Если будет желание обсудить детали или какие-то конкретные вопросы, связанные с темой обсуждения - обращайтесь в e-mail.


E-mail:

2006, Май

 

Powered by  
© 2004-2010    
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 LiveInternet Яндекс цитирования